Формы организации коррекционной работы
|
Компенсирующая группа
(ОНР+ЗПР)
|
Комбинированная группа
(N+ОНР+ЗПР)
|
Инклюзия
(дети-инвалиды с сочетанным диагнозом)
|
В ДОУ на бесплатной основе работает консультативный пункт для родителей
(в том числе, чьи дети не посещают наш детский сад)
Система коррекционной работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности,
а так же с детьми находящимися в детском саду на инклюзии ( для детей с нарушениями в речевом и психическом развитии)
этапы
|
участники
|
Виды деятельности
|
сроки
|
Планируемый результат
|
подготовитель-ный
|
педагоги
|
Ведут наблюдения, диагностируют, выявляют проблемы
|
В течении учебного года
|
Выявление проблем в развитии, установка диагнозов
|
Специалисты ДОУ
|
Обследуют, направляют на комиссию
|
в течение года
|
врачи
|
Обследуют, выдают мед. заключения
|
Июнь, июль
|
Специалисты ПМПК
|
Обследуют, устанавливают диагноз, выдают заключение
|
в течение года
|
Родители
дети
|
Проходят обследование всех специалистов, принимают решение, выбирают ДОУ
|
Май-август
|
Организацион-ный
|
Специалисты ДОУ
|
Комплектуют группы, назначают ответственных воспитателей
|
Август-сентябрь
|
Информационность всех субъектов процесса об уровне проблем в развитии. Подготовка к основному этапу
|
Педагоги
родители
|
Знакомятся с результатами диагностики
|
Сентябрь
|
|
основной
|
Ст. воспитатель
|
Составляет единое тематическое планирование, координирует работу педагогов, ведет мониторинг педагогич. деятельности
|
В течении учебного года
|
Взаимосвязь всех субъектов коррекционно-образовательного процесса
|
специалисты
|
Проводят профилактическую и коррекционную работу с детьми в соответствии с их индивидуальными и групповыми программами;
Оценивают результаты помощи детям и определяют степень их готовности к школьному обучению;
Формируют у пед. Коллектива и родителей готовность к коррекционной работе, помогают им в организации полноценной коррекционно-развивающей среды;
Координируют усилия педагогов и родителей, проводят промежуточную диагностику.
|
В течении учебного года
|
Повышение уровня развития каждого ребенка
|
педагоги
|
Обеспечивают комфортные условия развития, воспитания и обучения, создают среду психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка;
Проводят необходимую работу по профилактике и коррекции недостатков развития у детей, наблюдают, диагностируют детей. Повышают психолого-педагогическую культуру и компетентность родителей, побуждают их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье.
|
В течении учебного года
|
|
родители
|
Создают в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
Проводят целенаправленную и систематическую работы по общему развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии.
|
В течении учебного года
|
|
дети
|
Получают коррекционную помощь, развиваются
|
В течении учебного года
|
Получение качественного образования
|
заведующий
|
Контролирует и оценивает процесс, следит за исполнением сроков и планов работы, следит за выполнением программы.
Контролирует коррекционно-развивающую среду.
|
в течении учебного год
|
Обеспечение условий для коррекционно-образовательного процесса
|
Заключитель-ный
|
Специалисты
Педагоги
родители
|
Подводят итоги, оценивают уровень развития каждого ребенка, изучают причины удач или неудач, определяют задачи на следующий этап.
|
Апрель-май
|
Информированность о результатах пед. Деятельности. Удовлетворительность от качественно выполненной работы
|
Специалисты ПМПК
|
Обследуют детей, снимают или оставляют диагноз
|
апрель
|
Ст. воспитатель
|
Обобщает результаты диагностики, определяет проблемы, формулирует задачи на следующий год
|
Май-июнь
|
заведующий
|
Оценивает результаты педагогической деятельности
|
Май-июнь
|
Результатом работы данной системы является практика выведения воспитанников из процесса коррекции и возвращения их в обычную образовательную среду.
Воспитанники в комбинированные и компенсирующие группы детского сада, а так же дети-инвалиды зачисляются на основании заключения Территориальной психолого – медико – педагогический комиссии и осмотра узких специалистов детской поликлиники. На основании заключения ПМПК Психолого – медико – педагогический консилиум (ПМПк) МАДОУ ДСКВ "Югорка" выстраивает свою работу с детьми ОВЗ.
После поступления детей в наше ДОУ, специалисты (учителя - логопеды) детского сада проводят комплексную диагностику каждого ребенка. Для обеспечения качественной диагностики и дальнейшего психолого-медико-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии, для получения каждым ребенком качественного образования исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и нервно – психического здоровья, в соответствии со специальными образовательными потребностями, в МАДОУ ДСКВ "Югорка"создан ПМПк.
Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей на основании договора между образовательным учреждением и родителями обучающихся воспитанников. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально. По данным обследования каждый специалист составляет заключение, разрабатывает рекомендации, выстраивает программу коррекции имеющихся недостатков. Все это отражается в индивидуальной карте психолого-медико-педагогического сопровождения, которая помогает всем специалистам действовать не разрозненно, а параллельно, направляя свои усилия в одно русло.
По данным комплексной диагностики разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут целью, которого является индивидуализация образовательного процесса с учетом особенностей и возможностей детей. Для разработки индивидуального маршрута используются программы перечисленные в Талице 1 п. 5,6,7,8 (раздел Особенности образовательного процесса)
Для детей - инвалидов разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, который представляет собой целенаправленную проектируемую программу действий участников образовательного процесса, обеспечивающая непрерывное развитие ребенка-инвалида и реализацию его особых образовательных потребностей. Учебно-познавательная деятельность ребенка с особыми образовательными потребностями не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных применяемых в обучении нормально развивающихся детей средств. Поэтому необходимо применение специфических приемов и средств обучения и воспитания. Воспитание и обучение таких детей с нормально развивающимися дошкольниками осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и в процессе непосредственно-образовательной деятельности (подгрупповые, фронтальные и индивидуальные занятия). На фронтальных и подгрупповых занятиях этим детям уделяется особое внимание (воспитатель использует дополнительное объяснение, индивидуальный показ, помощь в выполнении заданий, совместные действия с ребенком).
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях ДОУ является созданная предметно - пространственная среда в группах, которая соответствует способностям и возможностям детей с ОВЗ и доступна для них. Предметно-развивающая среда в группах организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по зонам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры.
ДОУ организуя воспитание и обучение детей с ОВЗ, решают следующие социально значимые задачи:
1) охват детей необходимой коррекционно-педагогической помощью;
2) обеспечение родителей (опекунов) консультативной поддержкой;
3) подготовка общества (детей) к принятию человека с ограниченными возможностями.
В процессе пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ работники: включают в занятия всех детей группы, независимо от дефекта; в своей работе педагог опирается на принцип индивидуально –дифференцированного подхода, задания детям с ОВЗ даются дифференцированно, исходя из возможностей ребенка, всегда создавая ему при этом ситуацию успеха; при оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными возможностями здоровья сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития; создают для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагоги стремятся к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации, корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка. Педагогический прогноз строят на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.
В ДОУ соблюдаются обязательные направления коррекционные работы в сфере развития жизненной компетенции для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья:
1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию с взрослым, чтобы попросить помощи.
2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
3. Овладение навыками коммуникации.
4. Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации.
5. Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья наше ДОУ делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. ДОУ это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.
В детском саду работают 2 учителя-логопеда.
«Коррекция речевых нарушений» (логопедические занятия) направлены на:
выявление и преодоление отклонений в развитии речи детей дошкольного возраста.
«Коррекционные занятия с дефектологом» направлены на: восполнение пробелов предшествующего развития; развитие мыслительной деятельности;
Коррекционная работа проводится в старшей возрастной группе - 3 занятия в неделю учителя-логопеда, а; в подготовительной - 3 занятия в неделю учителя - логопеда.
Коррекционно-развивающая работа проводится всеми педагогами ДОУ при организации непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах и при организации самостоятельной деятельности воспитанников опосредованно через созданную в группе предметно-развивающую среду. |