Три года — это возраст, который можно
рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения.
Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает
осознавать собственную «отдельность». Основные потребности в этом возрасте —
потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для
ребенка вид деятельности — игра.
В этом возрасте у вашего ребенка:
•
Происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать
все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения.
Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь
от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
•
Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его
потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то
самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает
негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на
требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного
родителя и во всем противоречить другому.
•
Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно
возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных
мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в
обретении самостоятельности.
•
Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами
семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через
обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки.
•
Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь
уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В
ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует.
Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется
переключиться на что-то другое.
•
Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои
личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден
учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в
одиночестве и скучать.
•
Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая
несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный
смысл.
Математика
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может
уметь:
1. Ребенок может уметь считать до трех
и показывать соответствующее количество пальчиков на руке.
2. Ребенок может уметь владеть понятиями:
один - много, большой - маленький, высокий - низкий и т. д.
3. Ребенок может знать основные цвета
(красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) .
4. Ребенок может знать основные
геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
5. Ребенок может уметь сравнивать
предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов.
6. Ребенок может уметь подбирать пару к
предмету с заданным признаком.
Логическое мышление
-Развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может
уметь:
1. Ребенок может уметь складывать
разрезанную картинку из 2-4 частей.
2. Ребенок может уметь находить и
объяснять несоответствия на рисунках.
3. Ребенок может уметь находить лишний
предмет и объяснять, почему он сделал такой выбор.
4. Ребенок может уметь находить
сходства и различия между предметами.
5. Ребенок может уметь запоминать 2-3
картинки.
6. Ребенок может уметь запоминать 3-4
слова, которые взрослый повторил несколько раз.
7. Ребенок может уметь запоминать и
повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза,
8. Ребенок может уметь запоминать
какую-либо деталь или признак предмета.
9. Ребенок может уметь не отвлекаясь, в
течение 5 минут выполнять задание.
10. Ребенок может находить парные
предметы. Уметь из группы предметов выбирать нужный.
11. Ребенок может уметь обращать
внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между
предметами.
Развитие Речи
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может
уметь:
1. Ребенок может уметь не только
зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное.
2. Ребенок легко формирует простые
предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов).
3. Ребенок может уметь разделять
предметы по группам: мебель, посуда, одежды и т.д.
4. Ребенок может уметь называть по
одному признаку каждого предмета.
5. Ребенок может знать названия
основных действий людей и животных
(лежит, сидит, бежит и т.д.)
6. Ребенок может уметь повторять за
взрослым стишки и песенки.
7. Ребенок может знать свое имя и
фамилию.
8. Ребенок может уметь управлять силой
голоса, говорить громко – тихо.
Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может
уметь:
1. Ребенок может знать названия и уметь
показывать домашних (корова, коза,
лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.) животных.
2. Ребенок может знать названия 3-4
птиц (воробей, ласточка, ворона), 3-4 рыб (кит, сом, акула) и 3-4 насекомых
(кузнечик, бабочка, пчела).
3. Ребенок может знать названия
основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка,
тюльпан, роза).
4. Ребенок может знать, что такое
овощи, фрукты, ягоды, грибы.
5. Ребенок может иметь представление о
материалах, из которых изготовлены окружающие предметы.
6. Ребенок может знать части суток -
утро, день, вечер, ночь.
7. Ребенок может уметь называть явления
природы - дождь, снег, ветер.
Навыки обихода
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может
уметь:
1.Ребенок может уметь самостоятельно
одевать вещи (без застежек).
2. Ребенок может уметь разрезать
ножницами бумагу.
3. Ребенок может уметь пользоваться
карандашами, фломастерами, ручками и т.д. Уметь рисовать кружочки, точки,
линии.
4. Ребенок может уметь обводить и
раскрашивать картинки.
5. Ребенок может знать основные правила
гигиены.
Вам как его родителям важно:
•
С терпением и пониманием относиться к проявлениям «противо-воли»
ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии
может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует
позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и
здоровья), даже когда вам это кажется нелепым или ненужным.
•
Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который
настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему
важно, чтобы с его мнением считались.
•
Подготовить ребенка к детскому саду или обеспечить ему другую
возможность общения. Для этого надо помочь ему в освоении навыков
самообслуживания, за несколько месяцев до поступления в детский сад выработать
подходящий режим дня, настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду
и быть готовыми к возможным негативным реакциям при расставании. Они
естественны. Ребенок может и имеет право испытывать горе от потери привычного
ему мира.
•
Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском
саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные
границы. Для этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно
относиться к нему самому и членам вашей семьи.
•
Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать
злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить
его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными
реакциями.
•
Продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать, стоять
на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (этому способствуют занятия
лепкой, различные шнуровки, складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у
ребенка был спортивный уголок, где он мог бы отрабатывать физические
упражнения.
•
Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него
главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение
детских книг, соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это
расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления,
создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше
разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его
о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы.