"Улыбка малыша в период адаптации»
Дошкольное
детство – это счастливый и очень важный период, в течение которого ребенок
проходит огромный путь в своем развитии.
Поступление ребенка в детский
сад, как правило, вызывает серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна.
Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на
физическом здоровье детей. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к
изменению эмоционального состояния малыша. Для адаптационного периода
характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность.
Ребенку предстоит приспосабливаться к незнакомым людям, к детскому коллективу. Из
привычного мира семьи малыши попадают в совершенно новые условия детской среды.
Оказавшись в
новой обстановке, малыш проявляет недовольство, страх, протест. Это естественная
защитная реакция его неустойчивой пока нервной системы. Эмоциональное
неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Поэтому вполне понятно, почему
дети с первых дней посещения плачут, тяжело переживают разлуку с мамой , отказываются
от еды, падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас. Многочисленные
исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов доказали, что
привыкание ребенка к новым для него условиям дошкольного учреждения, так
называемый период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье
смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни. Одна из
основоположников науки о раннем возрасте профессор Н. М. Аксарина, не раз
возвращаясь к вопросу адаптации детей в дошкольном учреждении, всегда приводила
один и тот же пример: садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок,
бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землей.
Несмотря на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживется.
Медики и
психологи различают три степени адаптации к детскому учреждению: легкую,
среднюю и тяжелую. Основные показатели степени ее тяжести – сроки нормализации
ее поведения, частота и длительность ее заболеваний, проявление невротических
реакций
Работая воспитателем в детском саду всегда задаю себе вопросы: «Как
осуществить процесс адаптации безболезненно?», «А может ли малыш улыбаться в
период адаптации?»
Чтобы
облегчить ребенку период адаптации, подготовку к посещению сада надо начинать
заранее, по крайне мере за месяц. Родители должны ознакомиться с принятым там
режимом дня и постепенно корректировать домашний режим ребенка.
Большое значение имеет
эмоциональный настрой: говорить о предстоящем событии как о радостном,
интересном .
Максимально приблизить меню ребёнка к
детсадовскому, устранить «кусочничество» между едой.
Планируя свою
работу в период адаптации, старалась учитывать индивидуальные особенности каждого
ребенка, их познавательные интересы. Провела анкетирование родителей, в ходе
которого выяснила: любимые игрушки
малыша, во что любит играть, его
интересы. И исходя из этого, подготовила
предметно – развивающую среду, подобрала подвижные и дидактические игры. В
течение дня старалась создавать
эмоционально положительный настрой от совместной деятельности,
формировать доброжелательные отношения друг к другу. Использовала разнообразные
формы работы: (Встреча с Петрушкой «Давайте познакомимся», «У нас в гостях пес
Барбос», «Встреча с разноцветными шариками» и т.д.)осуществляла просмотр любимых
мультфильмов, слушание детских песен, чтение сказок. Подвижные игры,
рисование, конструирование доставляли радость детям от совместной деятельности.
Родители вместе с детьми принимали участие в изготовлении поделок, гербов своей
семьи. Проходит время (у каждого свое), и адаптационный период заканчивается.
Первые положительные сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной сферы.
Ребенок быстро успокаивается, расставшись с мамой, все реже плачет в течение
дня. Спокойное состояние приводит к тому, что у малыша появляется аппетит. Со
временем он перестает плакать при расставании с родителями, адекватно реагирует
на предложения взрослого. У него появляются положительные сдвиги в поведении:
отвечает на вопросы, в какой-то степени обслуживает себя, может заняться игрой.
Это свидетельствует о завершении адаптационного периода. Самым последним и
значительным показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и
достаточный по длительности сон малыша как в дневное, так и в ночное время.
Планируя свою работу таким образом прихожу к выводу, что
оказывается дети могут улыбаться в период адаптации.
Для этого нужны лишь слаженные
действия заинтересованных в этом процессе взрослых – родителей, их
установок, эмоционального настроя и воспитателей,
их педагогической компетентности.
|